"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Занятие №24

Мои слабые стороны

Время на занятие: 60 минут.

Задачи:

  1. Дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними.
  2. Определение слабых сторон участников группы, отработка невербальных средств общения.
  3. Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи, общение на пределе откровенности, активное сопереживание и выражение симпатий.

1. Ритуал приветствия «Ласковое имя»

2. Проверка домашнего задания

Все участники рассказывают о том, что «доброго» им удалось сделать для субъективно не очень приятного человека. Как удалось это сделать? И главное, какие чувства испытывали при этом?

3. «Мой портрет» (Я глазами группы)

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, т. е. какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему. Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

4. «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, на этот раз без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать назвать 3-4 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол». У участника есть право на 1 вопрос, если что-то не ясно для него в этом перечне.

5. «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая «адвоката». Кто- то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, при водят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументированно доказывают обратное.

Главное - психологическое обоснование позиции.

Когда садится в центр следующий участник, обязателен ролевой обмен между подгруппами.

6. «Мои слабые стороны»

Процедура выполнения та же, что и для упражнения «Сильные стороны» (смотрите занятие 21). По 34 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения. После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.

7. «Достойный ответ»

Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например: «Ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него, обращаясь к кому-либо из группы в различных стиля:. а) агрессивный, б) неуверенный, в) уверенно достойный.

Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен.

Примерные ситуации для упражнения.

Друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите...

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредил вас. Вы заявляете ему...

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

8. «Горячее кресло»

В центре стоит пустое «горячее кресло». По мере психологической готовности один из участников садится в это кресло и называет первого члена группы значимого другого, от которого он хотел бы получить обратную связь в полном объеме. Тот, к кому обратился сидящий в «горячем кресле», должен с полной откровенностью ответить на один единственный вопрос: «Как я к тебе отношусь?». Сделать это нужно наиболее полноиискренне.

После ответа первого, к кому обратился сидящий в центре, такую же обратную связь дают все остальные члены группы по кругу. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнить, чтоему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратную связь.

Вариант. Сидящий в «горячем кресле» сам спрашивает 3-4 человек, значимых для него, и затем его сменяет другой член группы.

Положение об «Обратных связях».

Обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая разница между словами "Я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу, как ты смотришь на меня и шепчешь что-то другому" и словами «Ты настроен против меня, ты раздражительный и злобный человек». Старайтесь, чтобы участники в основном использовали высказывания только такого типа и совсем не употребляли второй тип.

Руководствуйтесь следующими правилами:

Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

Не давай оценок и советов.

Помни: обратная связь это же информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком.

Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

9. Домашнее задание

Вспомнить свои отношения с самым неприятным для вас человеком, с которым вы уже, может быть, порвали все связи, давно расстались и т. д. После этого попробовать найти в его характере, поведении, его психологических проявлениях не менее 5-6 положительных качеств. Записать их.

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

Вернуться к списку занятий