"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Занятие №23

Это мне не нравится!

Время на занятие: 60 минут.

Задачи:

  1. Закрепить навыки самораскрытия, игрового стиля общения, продолжить освоение средств невербального общения.
  2. Изучить различные стили общения, перейти к анализу негативных сторон личности.
  3. Усиление психологическоепроникновение в мир значимого другого.

1. Ритуал приветствия «Здравствуй, я рад тебя видеть...»

Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивают эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...». Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

2. «Моё доброе проявление»

Проверка домашнего задания. Все участники рассказывают об одном из своих «добрых проявлений по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание на своих ощущениях от этого доброго дела.

3. «Карусель»

Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, а другая внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой - против. Затем снова по сигналу остановка и работа в парах.

Стоящий во внутреннем круге играет роль, которую определяет руководитель, например, продавца, который должен что-то продать покупателю, т. е. партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу ведущего происходит ролевой обмен.

Можно, если позволяет время, снова запустить круги, опять остановить их и дать уже другие роли.

Примерный перечень ролей:

  • родственник, который долго не виделся с вами;
  • ребенок, получивший новую игрушку и т. д.

4. «Замороженный»

Один из участников группы застывает неподвижно в любой позе с окаменевшим лицом. Задача «реаниматора» (им может быть любой из членов группы) «оживить», разморозить этого человека. Для этого можно использовать любые средства, но не задевающие «замороженного» жесты, взгляды, слова и т. д. Признаки успешной работы - непроизвольная улыбка «замороженного», его реплика, смех, какие-то другие проявления и т. д. Затем другой встает в центр и застывает, выходит новый «реаниматор» и действие повторяется.

5. «Жесты»

В разговор вступают два участника, свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты. Причем как можно более активно! Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.

6. «Нет диалог»

Обычное начало диалога, но задача участников ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво.
Группа оценивает, как удалось выдержать режим «Нет диалога».

7. «Стиль общения»

Во время общей дискуссии на заданную тему, например: «Зачем личности нужен коллектив?», каждый участник должен выполнить индивидуальное задание. Оно указано на карточке, которую участники берут по сигналу ведущего со стола перед началом упражнения. Каждый про себя читает это задание и переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть.

В ходе дискуссии каждый старается как можно точнее выполнить инструкцию, т. е. сыграть доставшуюся роль, а все вместе должны внимательно вчитываться в роли участников дискуссии с тем, чтобы определить, какую же роль получил тот или иной член группы.

Через 10 минут дискуссия заканчивается, и все начинают говорить, как они поняли роли друг друга. Затем каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось.

Набор заданий для участников дискуссии:

«Ты должен внимательно слушать других. Выступить не менее 3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом спрашивать «Правильно ли я тебя понял?» и вносить необходимые поправки в свои слова».

«Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса».

«Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создавалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил».

«Ты ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии».

«Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как то обычно ведешь себя во время групповых обсуждений».

«Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение».

«Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...»

«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делать небольшое резюме».

«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между членами группы».

«Как минимум 5 раз постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить».

«Ты очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

«Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует».

У одного участника совершенно пустая карточка, он должен вести себя так, как ему хочется.

8. «Психологический портрет»

Каждый член группы составляет список черт характера, свойств и качеств кого-либо из группы, нельзя, как и в случае с автопортретом, прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым очень легко идентифицировать личность описываемого. В такой психологической характеристике должно быть не менее 5-6 черт.

Затем написавший зачитывает свое произведение вслух, а группа решает, кто же это?

После упражнения проанализировать, у кого лучше получился психологический портрет и в чем именно состояли глубина и точность проникновения в личность?

До сих пор группа работала только в режиме «+», т.е. главными задачами были актуализация и акцентирование внимания на положительных характеристиках личности, все помогали найти друг в друге что-то хорошее, на что можно было опереться, помогали развивать это в себе и т. д. Группа и дальше будет работать в таком режиме, но со следующего упражнения начинается актуализация и того отрицательного, что есть в каждом из участников. Нужно хорошо понять, что никто, кроме членов группы, не желает, пожалуй, так искренне добра и успехов друг другу в межличностном общении, что нужно быть готовым принять и эту отрицательную информацию о себе.

9. «Список претензий»

Все участники на стандартных листах бумаги без подписи записывают свои уже накопившиеся претензии к остальным членам группы, в том числе и к ведущему, к группе в целом. Этот список анонимных претензий сдается руководителю, только ему. Он их смешивает, а затем читает вслух всей группе.

Если кому-то не ясен смысл высказанной ему претензии, руководитель читает еще раз. Каждый должен высказать свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, дать обоснование, почему намерен (или нет) изменяться, согласен или нет и т. д.

10. Домашнее задание

Описать свое «доброе проявление» по отношению к человеку, который вам крайне не симпатичен. Сделать что-то хорошее, доброе для этого человека.

11. Рефлексия

12. Ритуал прощания

Вернуться к списку занятий