"Человек является на свет личностью, а его начинают воспитывать, чтобы сделать из него личность"
Лууле Виилма

Качество образования – качество жизни!

teacherКачество жизни - термин, включающий в себя, безусловно, материальные составляющие, социальные, нравственные и духовные. И каждая из этих составляющих зависит от образования человека, может быть, не напрямую, может быть, опосредованно, но зависит.

Жизнь материальную как базис человеческого общества еще никто не отменял. Так или иначе, чем более компетентен специалист, чем более глубоки и обширны его познания, тем более высок уровень его материальных успехов. Очень легко в этом убедиться с помощью рейтингов лучших университетов мира. Критериев масса, однако, на первом месте –востребованность выпускников и предлагаемая им работодателями зарплата. Надо сказать, что образование сейчас не строго академическое, а многокомпонентное, в том числе, важным является умение презентовать то, что ты знаешь, умение каким-то образом заявить о себе и быть услышанным. Открытость и доступность источников информации привела к тому, что любой при желании может получить знания, однако систематизировать и «продать» их можно только, если образование качественное.

Социальная составляющая, несомненно, является одной из важнейших. Самоидентификация, самопозиционирование чрезвычайно зависят от образования человека. Диалог «человек – общество» и «человек – человек» всегда будет пристально изучаться, но, думаю, не требует доказательств то, что, чем больше человек знает, тем больше человек значим, тем более он уважаем и ценим. С таким бэкграундом человеку легче выстроить СВОЙ диалог. Самооценка каждого из нас, а стало быть, и комфортность внутреннего состояния выше, если человеку в социальном плане комфортно.

Нравственность. Еще в XIX веке Иммануил Кант сказал: «Не делай другому того, чего не хочешь получить по отношению к себе». Данный императив входит в нашу жизнь с опытом, который мы приобретаем с изучением истории, культуры, литературы, и вносит в нашу жизнь удивительные качества. Мы начинаем думать и чувствовать по-другому. Мы растем, мы от чего-то очищаемся и чем-то обрастаем, мы улучшаемся. Улучшает ли это качество жизни? И что в данном случае считать критерием? Конечно, жизнь наша не упрощается, но она становится более насыщенной, более глубокой и более правильной, что ли. А изучение точных наук ведет к умению анализировать, умению выстраивать причинно-следственный ряд, умению принять то самое решение, которое и будет определять качество нашей жизни. Хорошо ли… По совести ли... В согласии ли с собой...

И последняя в нашем ряду, но никак не по значению – духовная составляющая нашей жизни. С первого взгляда кажется, что высоко духовным может быть человек с любым уровнем образования. Но это не совсем так. Качественное образование, в первую очередь, знакомство с искусством, мировой культурой, историей есть плацдарм, с которого каждый может подпрыгнуть на ту высоту, которую сам себе наметил. Для меня примером высочайшей духовности были и остаются отец Александр Мень, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, Александр Исаевич Солженицын. Все эти люди обладали энциклопедическими знаниями, а самое главное - они стали духовными светочами для интеллектуалов всего мира.

Итак, качественное образование дает человеку востребованность, уважение, возможность ставить перед собой все новые цели и достигать их. Качественное образование – это успешность в жизни.

В своем эссе я попыталась осмыслить основные составляющие понятия «качество образования», которое, на мой взгляд, является неотъемлемым элементом формирования высокого уровня жизни личности, а, значит, и социума.

Дипломы и свидетельства курсов повышения квалификации